Donnerstag, 26. September 2024

 Государственное античное собрание. Мюнхен. Бавария.

Staatliche Antikensammlungen. München. Bayern.


Канфар - древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя вертикальными ручками. Из канфаров пили древнегреческие боги, с ним часто изображен бог Дионис. Использовался канфар как предмет культа или для жертвоприношений.

Канфар из Ионии, VI век  до н э.


 Скульптура с Кикладских островов. 2600 - 2400 гг. до н.э. Мрамор.


 Каменные скульптуры Кикладских островов в южной части Эгейского моря.

Мрамор, 2600 - 2400гг. до н.э.


 


Тарелка расписана известным художником по прозвищу Лидос. Его кисти приписывают более 130 ваз. Внутренний рисунок - гримаса Медузы-Горгоны. Возможно, тарелка служила настенной картиной.

Тарелка. 560 г. до н.э., Лидос.


 


 


 


 


 Два великих лирика Древней Греции Алкей и Сапфо вместе музицируют.

Поэтесса Сапфо из города Митилины, что на острове Лесбос, повернулась в сторону поэта Алкея, который играет на своем барбитоне и поет. Барбитон - древнегреческий струнный инструмент, родственный лире, был басовой версией кифары.

Охладитель для вина с носиком для слива. Художник Бригос, глина, 470 г. до н.э.


 Сапфо - известнейшая поэтесса античности. Деталь.

Охладитель для вина. Художник Бригос. Глина, 470 г. до н.э.


 


 


 


 В присутствии стоящего справа Аполлона четверо мужчин приносят в жертву поросенка.

Один музыкант играет на авлосе (аулете) - древнегреческом духовом инструменте с двумя видами тростей: одинарной и двойной. Конструктивно напоминает современный гобой. Два человека осуществляют жертвоприношение и поддерживают мужчину, который располагается в центре.

Сосуд из керамики или металла, мрамора для смешивания вина с водой. 420 г. до н.э. Художник Потос.


Согласно обычаю, древние эллины смешивали 1 часть вина с 2-мя частями воды. Такая смесь хорошо утоляла жажду в жаркое время суток. Пить неразбавленное вино считалось дурным тоном.


 Харон. Изнуренный и неряшливый перевозчик мертвых Харон держит шест, с помощью которого спускает свою лодку через Ахерон, одну из пяти рек, протекающих в подземном царстве Аида (другие реки - Лета, Стикс, Коцит и Флегетон). Это пограничная река между миром мертвых и живых.

Сосуд для хранения ароматических масел, 450 г. до н.э.


 Аид похищает Кору (Персефону). Владыка подземного царства в колеснице, запряженной 4-мя лошадьми, с Корой, которая протягивает руку в поисках помощи и рвет на себе волосы. Их головы окружает тройной нимб. Трехголовый Цербер вырывается вперед. Эрос и вечерняя звезда плывут над головами.

Внизу изображена голова Деметры в обрамлении цветочных усиков.

Апулийско-греческая чаша с пуговицами. 330 - 320 гг. до н.э. Художник ада, аноним, расписавший апулийские вазы.


 Слева направо: 

Ваза 1. Защитница города. На переднем плане призовой амфоры - всегда представлена Афина, как вождь с поднятым копьем, готовая к борьбе.

Призовая амфора. Панафинея. 500 г. до н.э.

Панафинея - многодневный фестиваль в Древней Греции, который проводился ежегодно в Афинах. Он состоял из различных конкурсов, соревнований и церемоний. Высшим пунктом праздника была религиозная процессия, которая заканчивалась в афинском Акрополе.

 Ваза 2. Призовая амфора Панафинеи. Изображена справа Афина, около Афины есть имя Питоделос, сын Питодороса. По его одежде можно точно указать время - 336 - 335 гг. до н.э. Он был высшим должностным лицом в Афинах - архонтом.

Ваза 3. Погребальное изображение одной девушки. Три девушки и юноша приносят дар святилищу, где стоят статуи госпожи и ее служанки. На пьедестале - изображения 2-х оленей как символа неумолимости и безжалостности смерти. Сосуды такой формы - лутрофоры содержали в себе воду для купания невесты. Как погребальный инвентарь лутрофоры служили для юных дев, которые умерли до свадьбы. 


 


 


 


 


 


 


 Большой сосуд для погребального культа искусно украшен различными мифологическими сценами подземного царства. В центре - бог подземного царства Аид, восседающий на троне в своем дворце, и его жена Персефона. Слева рядом сидит Мегара, жена Геракла, с двумя мальчиками, убитыми их отцом, а также фракийский певец Орфей. Справа - трое судей преисподней. Над ними- герои Тезей и Пиритой. Внизу - Геракл побеждает трехглавого адского пса Цербера в сопровождении Гермеса. Справа и слева от него - два нарушителя спокойствия, Сизиф и Тантал, искупают свои действия в нижнем подземном мире - Тартаре.

В области шеи сосуда - изображение восхода солнца. Бог Солнца Гелиос следует за богиней Луны Селеной в своей упряжке из 4-х лошадей. На противоположной стороне сосуда изображен погребальный храм. Там восседает покойный, а перед ним стоит молодой слуга. Вокруг группируются  поклонники покойного. На горлышке сосуда - богиня победы Ника венчает бога вина Диониса.

Апулейский сосуд для смешивания из Каносы. Художник ада 330 г. до н.э. Из той же гробницы, что и Кратер Медеи.


 Кратер Медеи. Мифологические сцены украшают этот монументальный сосуд, который использовался в погребальном обряде. В центре внимания - яростная месть царской дочери Медеи, пославшей отравленное свадебное платье своей сопернице Креусе после измены  мужа Ясона.

Центр фронтона: Креуса падает, умирая на троне, справа и слева в крытый дворец спешат на помощь родственники. После убийства соперницы Медея убивает двух своих сыновей, чтобы отомстить Ясону. Эта сцена показана в нижней части.

Восточное одеяние идентифицирует Медею как варварку и указывает на ее происхождение из Колхиды, что на Черном море.

В центре Медею поджидает Ойстрос - олицетворение гнева. Он безнаказанно увозит детоубийцу на змеиной колеснице ее деда Гелиоса.

Горлышко сосуда: здесь бушует битва с амазонками. На противоположной стороне можно увидеть покойника и его коня в погребальном храме, рядом с ним тех, кто ему поклоняется.


Сосуд для смешивания, из Каноси, 330 г. до н.э.


 


 Погребальный сосуд. В центре - покойный и его слуга. Необычно то, что в этой сцене отсутствует погребальный храм, который должен обрамлять людей. Ручки сосуда украшены пластичными масками Медузы Горгоны.

Сосуд для смешивания, Апулия, 325 - 300 гг. до н.э.

Сосуд выполнен в гнафианском стиле, такие вазы изготавливались древнегреческими мастерами на территории юго-восточной Италии в IV - III веках до н.э. (Город Гнафия в восточной Апулии). Они отличаются чернолаковым фоном и пестрой "накладной" рельефной росписью, сделанной густым ангобом (тонким слоем сырой белой или цветной глины, который наносят на поверхность керамического изделия до его обжига) белого, золотисто-желтого или пурпурного цвета. Сочетается роспись с граффити - процарапанными линиями - насечками и рифлением поверхности.


 


 


 Афродита - Анадиомена - восходящая богиня. Дельфин символизирует рождение богини из моря и указывает на нее как на защитницу мореплавателей и торговли.

Недорогая терракота идеально подходит для изображения богов небольшого формата, например, тех, которых размещают в домашних алтарях.

Статуэтка, Малая Азия, I столетие до н.э.


 


 На службе Диониса. Дионис был покровителем актеров. Статуэтки театральных актеров, а также мелкие, ранее красочно раскрашенные терракотовые маски создают впечатление того, что когда-то происходило на сцене.

Терракотовая маска из Самсуна, Малая Азия, 190 - 160 гг. до н.э.


 Красавица. Лучше всего сохранившаяся терракота в мире. Кожа девушки переливается сквозь прозрачное одеяние.

Аттика, 400 - 375 гг. до н.э.

Плоский рельеф с мифическим сюжетом с острова Мелос: Мелеагр и калидонский вепрь, 475 - 450 гг. до н.э.


 Глиняный вотивный рельеф.

Вотивный предмет - приносимый в дар божеству по обету ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов - смягченная форма жертвоприношения.

На глиняной табличке изображены посланник богов Гермес и богиня Афродита. Крылатый Эрос стоит на вытянутом предплечьи богини любви. Сквозное отверстие использовалось для того, чтобы вешать табличку в качестве вотивного подарка в святилище.

Нижняя Италия, 475 - 450 гг. до н.э.


 


Изделия из стекла. VI - IV столетия до н.э. Греция.


 Такими кувшинами или ковшами виночерпий наливал вино из котла для смешивания в сосуды пьющих. Внизу рукоятки - голова надменного, могучего Геракла? Голова  льва на носике.

Греческий, 460 г. до н.э.


 Вертикальная ручка гидрии - сосуда для воды, кувшина из керамики или бронзы. Этот вид сосудов был типичным для Лаконии, южной части Пелопоннеса (Спарта) и для нижнеитальянских мастерских лаконической колонии в Таранто, регион Апулия.

Лаконический, 347 г. до н.э.


 


 Великолепная диадема с побережья Черного моря.

"Узел Геракла" образует центральный мотив этой великолепной тиары. Над ним возвышается богиня победы Ника, окруженная двумя морскими чудовищами. Два жестких золотых кронштейна прикреплены по бокам с помощью петель. Украшают диадему внизу подвески в форме кисточек.

Диадема. Золото, гранат, сердолик, сардоникс. 250 - 150 гг. до н.э.


 Золотой венок из Арменто.

 Венок сплетен из разнообразных цветов, листьев, фигур зверей. Это один из самых красивых и великолепных погребальных венков античности. Его венчает Ника. Венок стоит на постаменте с надписью:"Крейтоний отдал золото на венок."

Погребальный венок, золото, стекло. Конец IV столетия до н.э. Арменто, Южная Италия.


 


 

Сокровище из песков пустыни. Файюмский портрет.

Это портрет мумии, написанный восковыми красками по дереву, является одним из самых красивых и качественных файюмских портретов. На нем изображен молодой человек из высшего сословия времен Римской империи в Египте. Его нижнее белье, туника имеют пурпурные полосы, подобную одежду носили аристократы, члены Римского Сената. Это был знак ранга.

Живопись на дереве. 140 год до н.э. Хавара. Древнеегипетский некрополь, расположен в 6 километрах от Файюма.