Dienstag, 16. Juli 2024

 Путешествие по Израилю. Бейт Шеан. Май 2018. Часть II.

Beit Shean (Beit Schean). Mai 2018. Teil II.


 Упавшие массивные колонны


 Модель центрального монумента


 Руины центрального монумента


 


 Вид на центральную часть города с лестницы, по которой можно подняться на холм.


 


 


 


 Вид на театр и торговую площадь с холма


 Улица Палладиуса, театр и торговая площадь


 Сегодня на вершине городища самой старой части города хорошо видно мертвое дерево, поставленное здесь при съемках фильма "Иисус Христос - Суперстар".


 Город был основан фараоном Тутмосом III (XV век до н.э.), о чем свидетельствует надпись на стеле, хранящейся в музее Рокфеллера.


 Самые древние культурные слои относятся к периодам ранней и поздней бронзы.

Прсле американских раскопок в 1920-годы на теле (холме) был обнаружен египетский город - единственный вне территории Египта.


 Базальтовые остатки стен крепости времен царя Давида и царя Соломона, которая была разрушена во время военной кампании Шишака, царя Египта, через 5 лет после смерти царя Соломона.


 Библейский пейзаж


 Руины крепости


 Вид на Изреельскую долину


 Древняя кладка из кирпичей и камней базальта


 Особняк египетского правителя на северо-западной стороне теля был построен в XII веке до н.э.


 Дом губернатора был частью комплекса, построенного вместо прежнего административного центра.


 Стела с египетскими иероглифами


 


 В маленьком дворце был зал, потолок которого поддерживали 2 колонны. Это помещение, дверные косяки которого были украшены иероглифическими надписями, использовалось для официальных церемоний и приемов.


 Толстый сырцовый кирпич этого здания площадью 400 квадратных метров стоял на фундаменте из базальта.


 Дом губернатора


 Центр Бейт Шеана. 

Раскопано только 10 процентов территории древнего города. По оценкам специалистов, чтобы раскопать Бейт Шеан полностью, потребуется от 300 до 700 лет. 


 Дом губернатора

Египетское правление закончилось в 1227 году до н.э.


 


 


 Пик развития города приходился на конец римской - начало византийской эпохи. Например, при Диоклетиане в Бейт Шеане производили самые лучшие и дорогие ткани.

Римский храм, относящийся ко II веку н.э., был разрушен землетрясением 15 января 749 года.
Ворота города, через которые проходила дорога, раскопаны. Упавшие колонны весят приблизительно около 250 тонн каждая.


 Посвящен был храм Дионису или в римской мифологии Вакху, поскольку этот миф напрямую связан с этим городом. 

По легенде, Зевс полюбил дочь царя Фив Кадма, земную женщину Семелу, и та зачала от него ребенка. Но богиня Гера, жена Зевса, захотела погубить Семелу и предложила ей попросить Зевса явиться в полном обличии. Семела попалась на эту уловку, и когда Зевс явился со своими молниями, сгорела, перед смертью родив недоношенного ребенка - сына Диониса. Чтобы дитя выжило, Зевс прирастил его к своему бедру, откуда тот родился во второй раз. Чтобы спасти его от гнева Геры, ребенок был спрятан в Нисе. Рим перенял полностью эту традицию.


 Храм был очень высокий - около 15 метров, что соответствует современному 4-5 -этажному дому, но не глубокий, так как состоял только из одной недлинной комнаты, где находилась статуя божества. Входить в храм было позволено только священникам.


 По другой версии, этот храм мог быть посвящен местной богине Нисе, так как главный , большой храм Зевса стоял на вершине теля, позже на его месте была построена церковь.


 


 


 


 

Путешествие по Израилю. Бейт Шеан. Май 2018. Часть I.

Beit Shean (Beit Schean). Mai 2018. Teil I.


Общий вид на улицу Палладия и тель (холм).
 

Древний город Бейт Шеан был важным торговым и военно-стратегическим пунктом на протяжении почти всей истории страны. Бейт Шеан расположен в плодородной области на стыке Изреельской и Иорданской долин у реки Харод, что давало возможность контролировать торговый путь из Египта в Трансиорданию и Сирию. По одним источникам название города происходит от местного языческого бога солнца Шеана, или Шана. По другим - Бейт Шеан (Бефсан, Вефсан) в переводе с иврита означает "дом покоя".
Эллинистическое название города - Скифополис. Еще одно название города - Трикомия ("три деревни") известно из текстов Иоанна Малалы как слияние первоначальных трех поселений в одно.

Первое поселение в этой области восходит к периоду неолита, т.е. 7000 лет назад.

Впервые название города упоминается в египетских текстах 19 века до н.э. Египтяне Нового Царства (XVI - XIIв.в. до н.э.) сделали Бейт Шеан региональным центром Северного Ханаана.

Согласно библейскому рассказу о разделе земель между коленами Израиля Бейт Шеан был закреплен за коленом Манассии (Менаше). Израильское племя не смогло завершить захват города и поселилось там среди хананеев (Нав.17:11-12, Судей 1:27). Позже город был захвачен египетско-филистимлянским войском.

В Книге Самуила сообщается о смерти царя Саула и трех его сыновей после битвы на горе Гильбоа. Филистимляне нашли их тела и выставили на стене городской башни Бейт Шеана.
Город был отвоеван у филистимлян только при царе Давиде.

Во времена правления царя Соломона Бейт Шеан стал одним из важнейщих административных центров. Городом правил Баана, сын Ахихуда (3 Царство 4:12). Израильский контроль оставался до ассирийского завоевания в 732 году до н.э.

В эпоху Второго Храма Бейт Шеан был эллинистическим городом, упоминался в древнегреческих мифах как Ниса, а позже - Скифополис.
С римским завоеванием город заселили язычниками, и он стал часть Декаполиса - конфедерации 10 городов и был столицей римской провинции Палестина Секунда.


 Справа - улица Палладия, слева - бани, на заднем плане - тель (холм).

Ландшафт Ближнего Востока усеян искусственными насыпями, известными как тель.
Тель - это скопление слоев щебня, охватывающее тысячелетия. Тель Бейт Шеана, или Тель-эль-Хусан, является высшей точкой города и находится на высоте 50 м над поверностью долины реки Иордан, на 113 м ниже уровня моря.


 Часть общего плана города


Скифополис процветал в годы правления императора Адриана (117 - 138 г.г. н.э.), достигнув своего апогея при Антонии Пии (138 - 161 г.г н.э.) и Марке Аврелии (161 - 180г.г.н.э.). 

В городе были построены храмы, бани, театры, а для соединения всех районов города были проложены мощеные дороги. Монументальные здания украшали горизонт, издалека маня путешественников, приближающихся к городу.


 


 Вид на сцену театра

Театр в Скифополисе был построен в начале II века и использовался до конца VI века н.э. Частично был разрушен землетрясением.
Театр вмещал 7000 мест, был отражением богатства и стабильности города. Он был украшен мозаикой, скульптурами, барельефами. Постройка типично римская, в греческих театрах сцены не было, только арена, а сцена, просцениум, задняя стена - это изобретение римлян;
8 арочных входов - вомиторий - вели к зоне отдыха, 2 входа с боков, 3 уровня сидений, из которых сохранился только первый. Узкие коридоры ответвлялись от входов к частично закрытым овальным строениям с куполообразными крышами. Археологи полагают, что эти строения использовались для усиления звука. Самой впечатляющей частью театра была 21-метровая стена за сценой, которая состояла из центрального двухэтажного строения с колоннами из белого мрамора и двух боковых трехэтажных строений из красного гранита. Антаблементы на вершинах колонн были сделаны из  мрамора, добытого и привезенного из Малой Азии. Они были украшены богатой резьбой с человеческими фигурами и цветочными орнаментами. У основания колонн находилась низкая стена, облицованная мраморной плиткой чередующихся цветов.
За сценическими фасадами было три входа в театр со стороны городских улиц.
Театр Скифополиса использовался на протяжении всего византийского периода, хотя церковь была против таких языческих обычаев, как посещение легких комедий, драм и пантомим


 


 


 


 Общий план театра


 


 


 


 Колонны улицы Палладиум